Елена Хаецкая. Человек по имени Беда (цикл «Синие стрекозы Вавилона»). Аннотация к повести

Я долго размышлял, как же рассказать об одной из самых удивительных книг, какие мне только доводилось встречать среди немалого количества прочитанной мною литературы. Ведь, с одной стороны, книга «Синие стрекозы Вавилона» Елены Хаецкой лучше воспринимается целиком, нежели каждая повесть в отдельности. В то же время любая отдельно взятая повесть стоит того, чтобы о ней рассказать особо.

В итоге, как видите, я решил рассказать о каждой повести отдельно. А все вместе они составят одну большую аннотацию на весь цикл «Синие стрекозы Вавилона».

Итак, повесть «Человек по имени Беда».

Во-первых, для начала надо бы рассказать о самом Вавилоне, где обитают герои всего цикла и повести «Человек по имени Беда» в частности. Вавилон, который представляет нам Елена Хаецкая, это не просто некое место, где обитают некие люди в некоем определенном времени. В Вавилоне Хаецкой дикая смесь исторического прошлого и современного настоящего («Вавилон – сам свое прошлое и будущее, он – всегда, во все времена»). И вот из этого поистине чудовищного коктейля пространства, времени, реальности, вымысла и, конечно же, населяющих все эти данности людей вырастает Великий Вавилон («Сам на себя смотрит Вавилон, не нужно ему никаких зеркал. Сам себе он и пророк и истина»). И данная всевременность, всевозможность и вседостаточность Вавилона столь же прекрасна, сколь и отвратительна. Красив Вавилон Елены Хаецкой, красив, но в то же время и ужасен.

И где-то в этом Вавилоне живет Пифия – жрица Оракула, предсказывающая будущее. А к жрицам Оракула в Вавилоне отношение особое. Ведь они являются представителями богов. А, значит, эти жрицы сами уже почти как боги. Но (ох, Вавилон) на самом деле Пиф (как и любая другая жрица) – почти обыкновенный человек, и Оракул – почти что обыкновенная бизнес-контора. А уж для Вавилона этого самого «почти» просто-напросто не существует.

Волею судьбы в Оракуле оказывается и Бэда, раб-программист (велик Вавилон - случается в нем всякое). Однако люди зовут его просто Беда. И, может, вследствие такого имени, беды на Бэду сыплются как из рога изобилия (может и наоборот – сначала беды, потом имя). Да и Бэда слишком покорно принимает все несчастья, не пытаясь ничего изменить в собственном несчастном существовании.

Что может быть общего у этих двух людей – у безвольного жалкого раба и самой жрицы Оракула? Да то, что обычно случается между мужчиной и женщиной - любовь. А для любви, как известно, нет преград - любовь способна творить и не такие чудеса. Но…

Но что для Вавилона два крохотных человечка, кем бы они там себя не считали? Вавилон сожрет миллион таких и даже не заметит. Тем более, что жрицам Оракула нельзя влюбляться - это сильно сказывается на качестве предсказаний. И уж тем более не дело рабам влюбляться в жриц, стоящим лишь на одну ступень ниже богов.

Каков будет итог этой истории? Да и будет ли вообще «история»? Ведь в Великом Вавилоне все истории случались уже не раз, и обязательно случатся снова. Впрочем, как же Вавилону без историй? А раз есть истории, то будут и герои этих историй.

А уж какие истории, таковы и герои. Или, может, наоборот – от героев зависит история? Кто знает. Автор - Елена Хаецкая - не берется судить. Не буду делать этого и я, потому как не знаю верного ответа на этот вопрос. Да и разве может в Великом Вавилоне вообще быть верный или неверный ответ? В Вавилоне все просто случается – на то он и Вавилон. И лишь каждый отдельно взятый человек сам решает, что верно, а что - нет.

Тем не менее, повесть Елены Хаецкой «Человек по имени Беда» рекомендую (как и весь цикл «Синие стрекозы Вавилона»). Прежде всего потому, что мы сами живем в Вавилоне, а значит, история, рассказанная автором, случилась не где-нибудь и когда-нибудь, а здесь и сейчас. Впрочем, все на свете истории случаются здесь и сейчас, даже если порой нам кажется обратное. Велик Вавилон – некуда из него бежать.

Другие аннотации:

Дилэни Сэмюэль. Вавилон-17. Аннотация к книге

Стругацкие братья. Улитка на склоне. Аннотация к книге

Сэлинджер Джером Д. Над пропастью во ржи. Аннотация к книге

Успенский Эдуард. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. Аннотация к повести

Фармер Филипп Жозе. Всадники пурпурных зарплат (Пассажиры с пурпурной карточкой). Аннотация к книге


Поделиться интересным в социальных сетях: