Фриц Лейбер. Серебряные яйцеглавы. Аннотация к книге

«Серебряные яйцеглавы» Фрица Лейбера – необыкновенная, феерическая и безумная книга. Это произведение настолько не вписывается в каноны литературного романа, что я читал ее с особым удовольствием и интересом.

Жаль, что ничего не могу сказать по поводу автора (Фриц Лейбер для меня новый автор), кроме того, что он неоднократный лауреат премии «Хюьго», но книга «Серебряные яйцеглавы» стала для меня прекрасным и удивительным литературным открытием.

В своем романе «Серебряные яйцеглавы» Лейбер создает необыкновенный фантастический мир, где люди читают книги запоем, только книги эти создаются не людьми, а особыми машинами – словомельницами. Словомельницы легко и практически в любом количестве создают литературные шедевры, которые обладают дурманящим и наркотическим воздействием на читателей, отчего творения словомельниц нередко именуют словодурью. Причем каждая отдельная словомельница уникальна - имеет особую индивидуальность - свой собственный характер, свою собственную манеру «писать». Правда, пищи для ума словодурь не дает, но до этого никому нет дела, кроме малой горстки возмущенных писателей.

Кстати, писатели того мира – это всего лишь обслуживающий персонал или актеры, которые играют роль «служителей Слова», хотя на самом деле в жизни не написали ни одной строчки.

Но вот однажды, возмущенные и недовольные второстепенной ролью в книжном бизнесе, «писатели» устраивают настоящий бунт и уничтожают все словомельницы. Ведь, как кажется этим писателям, проблема вся именно в словомельницах, а не в том, что читатели не хотят читать книг, написанных людьми, и предпочитают приятную и бессмысленную словодурь.

Однако уничтожение словомельниц не привело к творческому взрыву, тем более что большинство так называемых писателей вообще лишены даже маломальского писательского таланта. Да и вообще человечество разучилось писать книги.

А массы тем временем испытывают голод и требуют словодури. И словомельница – слишком уж сложный механизм, который создавался и накапливал свою собственную «литературную» базу не один день. Чтобы заново создать словомельницу, требуются годы и годы, если вообще найдутся специалисты, которые смогли бы сконструировать новые словомельницы.

Писатель Гаспар де ля Нюи, в отличие от «собратьев по перу», не участвовал в бунте, ведь он искренне любил словодурь, а перед словомельницами испытывал почти божественный трепет. Разве он мог поднять руку на словомельницу?

И больше всего Гаспар возмущен тем, что владельцы книжного бизнеса и словомельниц не предприняли ничего, чтобы спасти уникальные машины.

Гаспар вместе с роботом Зейном Гортом – писателем литературы для роботов, отправляются в Рокет Хаус (которое часто именуют «Рэкет Хаусом») - издательскую компанию, на которую они работают, чтобы поговорить с владельцами фирмы.

Однако начальство Рокет Хаус - Флэксмен и Каллингем, безмятежно сидят в офисе и совершенно не озабочены тем, что их словомельницы уничтожены.

Отчего же Флэксмен и Каллингем так спокойны?

Начальство делится своей тайной с Гаспаром и Зейном, которые проявили «лояльность» к компании Рокет Хаус. Спокойны они потому, что у них есть три десятка самых настоящих живых писателей прошлого, сохраненных когда-то знаменитым ученым Цукентортом при помощи совершенно особой технологии. Мозг этих писателей был законсервирован в специальных стальных яйцеобразных сферах, и связь с реальным миром «яйцеглавы» имеют только благодаря трем устройствам – глаз, ухо, рот.

Да, в свое время серебряные яйцеглавы были лучшими писателями, но смогут ли они сейчас, спустя много лет, проведенных ими в замкнутых сферах, создать литературные произведения, которые заменили бы читателям словодурь?

Так начинается новая литературная гонка, где Гаспар снова остается лишь на вторых ролях. Впрочем, Гаспар быстро забывает о словомельницах и словодури, ведь у него появляется куда более интересное занятие – любовь.

Кстати, о любви. В книге «Серебряные яйцеглавы» Зейн Горт поведает о любви между роботами – настоящей любви роботов и роботесс.

Какое это отношение имеет к Гаспару? Самое непосредственное. Нет, конечно Гаспар влюбляется вовсе не в роботессу, а в человеческую девушку – няню яйцеглавов – мисс Бишоп, которая, однако, провела слишком уж много времени с яйцеглавами, отчего ее мышление во многом напоминает мышление робота. Но, любовь – дело сложное, вне зависимости любовь ли это между живыми людьми или металлическими механизмами, и лучше о ней узнать из «первых рук» - от самого Фрица Лейбера.

Итак, Гаспар пытается добиться ответных чувств у няни Бишоп, которая в свою очередь пытается заставить яйцеглавов писать книги, когда не очень-то жаждут творить литературу и обижены на все человечество, в течение многих лет совершенно не интересовавшееся ими, тогда как Флэксмен и Каллингем ждут от них литературного переворота, а Зейн Горт озабочен каким-то новым проектом, который имеет непосредственное отношение то ли к литературе, то ли к яйцеглавам и попутно влюбляется в критика-роботессу - мисс Блашес. И внимание (и корыстные интересы отдельных лиц) всего остального мира тоже лишь в одном направлении – в направлении Рокет Хаус и происходящих там таинственных событий.

Чем все это закончится, вы можете узнать, прочитав странную, увлекательную и необыкновенную фантастическую книгу Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы».

Другие аннотации:

 ◊ Лазарчук Андрей. Мой старший брат Иешуа. Аннотация к книге

 ◊ Ле Гуин Урсула. Слово для «леса» и «мира» одно. Аннотация к повести

 ◊ Мураками Харуки. Норвежский лес. Аннотация к книге

 ◊ Дяченко Марина, Дяченко Сергей. Варан. Аннотация к книге

 ◊ Лем Станислав. Солярис. Аннотация к книге

 ◊ Ли Харпер. Убить пересмешника. Аннотация к книге