Чайна Мьевиль. Шрам. Аннотация к книге

Взявшись за «Шрам», я чуть ли не сразу начал ругаться на Мьевиля, потому как он с самого начала книги увел повествование от Нью-Кробюзона, города, где развивалось действие его предыдущего романа «Вокзал потерянных снов».

Скажу даже больше, Чайна Мьевиль лишь чуть коснулся того необычного фантастического мира, который он с таким тщанием строил в «Вокзале потерянных снов». И хотя действие «Шрама» происходит в том же мире, новая книга совсем не похожа на предыдущую. Так что их даже соотносить весьма сложно.

Что у этих книг общего? Только лишь автор, на мой взгляд. И если Вы, прочитав «Вокзал потерянных снов», вновь жаждете погрузиться в мир Нью-Кробюзона, то Вас ждет разочарование. А прочитав «Шрам», Вы мало что будете знать о том городе, в котором происходит действие «Вокзала потерянных снов».

Но если Вас интересует творчество Чайны Мьевиля, то могу Вас порадовать – автор не стал писать банальный сериал (которые я, честно говоря, не очень уж уважаю после «Марсианских хроник» Берроуза – такое великолепное начало, и такой посредственный финал). Он пошел дальше – расширил границы мира, и представил читателю совершенно неисследованную его часть.

Так что мне вновь пришлось изучать и познавать. Мьевиль опять дотошно вырисовывал кусочек за кусочком уникальный город, который когда-то был создан пиратами. Этот город - Армада - состоял из множества кораблей, которые стали его землей, домами, пашнями, рынками, университетами, кварталом любви и прочим, и прочим, что является обязательными атрибутами любого города. Город делился на несколько кварталов и каждый квартал отличался от других и жителями и властителями и укладом жизни. Из поколения в поколение, пираты захватывали различные корабли и присоединяли его к своему городу, так что город рос и развивался также, как развиваются и прочие города.

Шрам. Обложка книги

Однако были у этого города и свои отличия – из него нельзя было просто уйти, ведь его окружала вода (и жители ревниво хранили тайну собственного существования, все-таки они были пиратами), да и сам город никогда не оставался на месте – властители решали, куда городу плыть.

Но это лишь декорации, хоть и очень впечатляющие. Куда интереснее герои этого мира – люди, которые вскрывают себе вены, а текущую из ран кровь превращают в непробиваемые доспехи, настоящее гетто существ, по образу жизни напоминающих наших комаров, непонятные и неизвестные существа, способные покорить самый великий и сильный город – Нью-Кробюзон. А уж отдельные личности сами по себе вполне заслуживают целой автобиографической книги – это Любовники, необычная пара властителей, которые не скрывают собственную безумную страсть (так что даже отказались от собственных имен), вампир, который прожил две тысячи лет, воин, способный в одиночку уничтожить целую армию, шпион, готовый ради выгоды продать все и вся и обладающий талантом ввести в заблуждение кого угодно, великий ученый, проживший всю жизнь в изоляции и вдруг оказавшийся в Армаде, в городе, чей быт представляет собой смесь чуть ли не всех известных культур.

В общем, Чайна Мьевиль не скупится и щедро угощает своих читателей. И фантазии этого британца просто нет границ (из какого, интересно, источника черпает все это Мьевиль?). Причем опять же (как и в «Вокзале») множество веточек истории так и остаются не раскрытыми.

Сюжет книги «Шрам» вообще не поддается описанию. Сначала автор ведет одну линию повествования (почти до середины книги), но она оказывается лишь предысторией настоящей истории, а из этой истории складывается третья, а попутно идут еще некоторые события, которые тоже в итоге складываются в отдельные истории. А потом еще оказывается, что та история, которая вроде бы подходит к своему логическому завершению, на самом деле была вовсе другой историей.

Но и это еще не все. По заведенной традиции Мьевиль дарит читателям необычную философскую идею (и даже сам сравнивает ее с «теорией кризиса» - философской идеей «Вокзала потерянных снов»). Это «теория возможности». Теория, согласно которой, в мире существует целая бесконечность иного, того, что не случилось, но вполне могло бы случиться. И тот, кто завладеет всеми этими возможностями, будет всемогущ как Бог.

Что же делать с этим несносным Чайной Мьевилем? В итоге он запутывает читателя так, что даже и непонятно, а что именно в книге было основой? И кто из персонажей главный герой? В конце концов, положителен ли тот или иной герой или же отрицательный? И что же там вообще произошло? И произошли ли?

Чайна Мьевиль не дает ответов. Он также лишь задает вопросы (от лица героев). И хотя вроде бы история романа «Шрам» заканчивается, понимаешь, что это - лишь начало. Начало новой истории, которую автор вряд ли когда-нибудь нам расскажет. Ну разве что часть ее. Да и то, мне кажется, вопросов лишь прибавится. А ответы? А ответы мы можем придумать сами. Это наш с Вами шанс понять, сколько возможностей предоставляет «теорию возможности» (ох и хитрец же этот Мьевиль!). Это наша возможность стать всемогущим Богом...

Но лишь потому, что у нас, читателей, нет иного выбора.

Другие аннотации:

 ◊ Чак Паланик. Колыбельная. Аннотация к книге

 ◊ Барон Олшеври. Вампиры. Аннотация к книге

 ◊ Святослав Логинов. Свет в окошке. Аннотация к книге

 ◊ Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Аннотация к книге