Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов, Марина и Сергей Дяченко. Пентакль. Аннотация к книге

Эта пятерка авторов (а их именно пять, потому как за именем Олди стоят два автора), наверное, уже не требует представления. Разве что надо сказать, что данные авторы работают в весьма различных направлениях – Генри Лайон Олди более всего известен своими фантастическими экшенами и боевиками, Андрей Валентинов прославился в жанре криптоистории, а Марина и Сергей Дяченко «балуются» всем понемногу – фэнтези, фантастика, киберпанк, магический реализм и прочее. В общем, весьма разноплановые авторы.

Ну и пожалуй хватит об авторах (иначе даже в самом кратком пересказе можно увязнуть в три, а то и пять страниц), перейдем наконец к книге. Потому как «Пентакль», несомненно, заслуживает особого внимания. И вовсе не из-за звездной пятерки (хотя и не без этого), а потому, что «Пентакль» - это поистине уникальная книга, отличная от всех других (хотя параллелей с другими известными книгами тут много – в первую очередь с гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки», но речь сейчас не об этом).

Прежде всего «Пентакль» - это сборник из тридцати отдельных рассказов, совершенно не связанных между собой. Точнее, все-таки связанных, но лишь тем, что в некоторых из них фигурируют одни и те же персонажи, либо события происходят в одном и том же месте в пространстве, да и иногда в одно и то же время. Но все эти связки чисто условны.

Если взять каждый рассказ «Пентакля» в отдельности, то он будет интересен, оригинален, но не более. А вот все вместе – действительно нечто невообразимое.

Если попытаться представить «Пентакль» образно, то получается весьма необычная картина. Один рассказ – одна грань (плоскость), несколько рассказов – объемный кристалл, все рассказы – некая сложная многомерная фигура. Эта фигура сама по себе весьма впечатляюща, но куда интереснее взгляд сквозь нее – когда грани-плоскости (то есть рассказы) накладываются друг на друга, пересекаются, проходят один сквозь другой, преломляются, видоизменяют друга, вступают в сложные реакции. Как в калейдоскопе, когда под действием простого оптического эффекта простые формы проявляются изумительными узорами. Только вот тут каждый читающий сам является оптическим эффектом, и поэтому его итоговый узор будет отличаться от узоров других читателей.

И этот необычный эффект «Пентакля», как мне кажется, возник вследствие того, что персонажи, пространство и время, которые появляются то в одном рассказе, то в другом, представлялись авторами по-своему, и поэтому получились сложными и многогранными (можно сказать, непредсказуемыми - как в настоящей жизни).

Но волшебный узор появляется потом, когда уже позади хотя бы примерно полкнижки, а поначалу, когда только приступаешь к «Пентаклю», чувствуешь себя так (по крайней мере я чувствовал себя так), будто реальность начинает то ли раскалываться надвое, то ли наоборот – два параллельно существующих «сейчас» наконец-то сходятся воедино. А родилось подобное странное ощущение из того, что истории, которые рассказывают авторы, мне знакомы (ох как знакомы), но в то же время неоспоримым является тот факт, что я читаю книгу впервые. И все-таки я узнал многих героев книги – это мои близкие, любимые, друзья, сослуживцы, враги и просто знакомые. Встречаются среди них чертяки, ангелы, ведьмы и мертвяки, полубоги и полуживотные, неизвестные науке гады и все остальное. И ситуации мне эти знакомы – что-то я слышал, иные пришлось испытать на себе, о третьих – напрасно мечтал.

В общем, книга «Пентакль» оставила впечатление родного дома, где я жил когда-то давно, и вот теперь, после долгого отсутствия, снова вернулся. Все мне здесь знакомо, хоть неуловимое время изменило все предметы. Может быть потому, что мир, представляемый авторами вовсе не является фантастическим. Мир обыкновенен, а фантастика – есть сама наша жизнь? Что ж, вполне возможно.

Ну а пересказывать сами рассказы, или какие-то сюжеты совершенно не имеет смысла. Их нужно читать. И наслаждаться. И удивляться.

Книгу «Пентакль» рекомендую всем – и поклонникам Олди, Валентинова, Дяченок, и любителям фантастики, и тем, кто увлекается мистикой и ужастиками, и серьезным читателям классики, философии и альтернативы, и даже тем, кто просто желает просто убить время, отвлечься и посмеяться. И старым, и молодым, и красным, и белым, злым и добрым, живым и мертвым, и тем, кто вообще не считает себя человеческим существом.

П.С.: Для тех, кто уже знаком с творчеством Олди, Валентинова, Дяченок. Я, когда читал «Пентакль», все пытался угадать – кем из авторов был написан тот или иной рассказ. Где Генри Лайон Олди (и как отличить одного от другого?), где Марина Дяченко, а где - Сергей Дяченко, а вот это - не Андрей ли Валентинов?

К чему я это? Да так, просто еще один способ читать и без того загадочный «Пентакль».

Другие аннотации:

 ◊ Пратчетт Терри. Мрачный жнец. Аннотация к книге

 ◊ Клугер Даниэль. Баскервильская мистерия. Аннотация к книге

 ◊ Бэнкс Иэн. Осиная фабрика. Аннотация к книге

 ◊ Вайце Шарлотте. Письмоносец. Аннотация к книге

 ◊ Воннегут Курт. Синяя борода. Аннотация к книге