Виктор Пелевин. Шлем ужаса. Аннотация к книге

Виктор Пелевин сам себе уже достаточно оригинальная фигура среди современных писателей. Еще более оригинально его творчество. А среди всех его произведений особой оригинальностью выделяется произведение «Шлем ужаса». То есть, как бы получается, что этот самый «Шлем ужаса» втройне оригинален. И подобная высокопарность по отношению к данному произведению вовсе не будет преувеличением.

Первое, что выделяет «Шлем ужаса» среди всех остальных литературных произведений, - это особая подача. Пелевин представляет свой труд в виде топика какого-нибудь форума в Интернете. Особая манера общения героев (всех вместе и каждого в отдельности), сленговые словечки, символы, имитирующие эмоции, перескоки с темы на тему и прочая специфика Интернет-общения. Даже имена героев представляют собой сетевые псевдонимы (ники). Современный человек, который проводит в Интернете времени больше, чем в реальности, конечно же, наблюдал подобное явление (и, скорее всего, не раз участвовал). Так что ему не составит труда погрузиться в специфическое изложение книги.

Второе, на что я обратил внимание, это полное отсутствие фактов и обилие неизвестности. Читатель (да и сами герои тоже) вообще ничего не знает ни о происходящем, ни о героях. Зацепиться не за что. Происходящее зависает в неизвестности. Даже когда герои пытаются рассказать о себе или своей биографии, неизвестные модераторы (и тут тоже неизвестность) следят, чтобы это не смогли прочитать остальные (слова заменяются на бессмысленные «ххх»). Помнится, в древности, чтобы сломить пленного, его держали в неизвестности. Может быть, Пелевин проделывает нечто подобное, чтобы сломить привычность окружающего нас мира

Третьим важным моментом является тема, которую автор избрал для своего произведения. Это - известный древнегреческий миф о Тесее и Минотавре. Миф этот (как и вообще все древнегреческое наследие) изъезжен человечеством вдоль и поперек, так что и использовать там уже нечего. Однако Виктор Пелевин нашел-таки способ подать эту старую избитую историю в совершенно уникальном свежем ключе (за что ему, как говорят сетевики, отдельный «респект»).

Шлем ужаса. Обложка книги

Однако самое-самое, что меня впечатлило в произведении «Шлем ужаса» - это лабиринты. Пелевин собрал здесь такое их количество, что можно было бы издать целую энциклопедию лабиринтов (а интересно есть такая?). И каждый лабиринт, который приводится автором, уникален, необыкновенен и сопровождается интересными историческими фактами. Я, честно говоря, даже не подозревал, что в мире существует столько всевозможных лабиринтов, хотя этой темой весьма увлекался в свое время (у меня даже была коллекция игрушек-лабиринтов, где нужно было перекатить шарик через весь лабиринт). Пелевин рассказывает о всяких лабиринтах - о самых популярных и о совсем уж малоизвестных, и даже о таких, которые мне никогда до этого не казались таковыми. Если и Вы к лабиринтам неравнодушны, то пелевинские лабиринты «Шлема ужаса» бесспорно вас впечатлят.

За всеми этими подробностями, я забыл сказать самое главное – о чем же, собственно, книга «Шлем ужаса». Тут, впрочем, ничего оригинального. Если вы хорошо знакомы с творчеством Виктора Пелевина, то и объяснять не нужно (как однажды сказал один мой приятель: «Пелевин пишет одну и ту же книгу, но для людей с совершенно различным мировосприятием»). Тем же, кто еще не читал Пелевина, объяснить в двух словах это явление просто-напросто не представляется возможным. Впрочем, попробую. Если попробовать выразить это через вопрос, то получится примерно следующее: что есть существование – вселенная, где однажды появился человек, чтобы жить, подчиняясь ее законам, или же первичен человек, который своим существованием творит вселенную?

Впрочем, анализировать литературные труды – удел критиков, к каковым я ну совершенно не отношусь. Моя задача (назовем это так) заинтересовать вас в прочтении той или иной литературной единицы, и с этой задачей в отношении данного произведения я, надеюсь, справился.

Другие аннотации:

 ◊ Адамс Ричард. Обитатели холмов. Аннотация к книге

 ◊ Айлетт Стив. Шаманский космос. Аннотация к книге

 ◊ Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Аннотация к книге

 ◊ Гессе Герман. Степной волк. Аннотация к книге

 ◊ Герберт Фрэнк. Дюна. Аннотация к книге

 ◊ Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки. Аннотация к книге

 ◊ Желязны (Зелазни) Роджер. Остров мертвых. Аннотация к книге