Виктор Пелевин. S.N.U.F.F. Аннотация к книге

Давно уже Виктор Пелевин не удивлял меня. Последние его произведения зачастую обыгрывали стандартные «пелевинские» темы с чуть другой точки зрения. Все было заранее известно и потому жутко скучно. Будто какой-то сериал, автор которого уже исчерпался, но никак не может оставить тему, за которую ему щедро отстегивают маниту… то бишь деньги. Именно поэтому я про новые книги Пелевина не рассказывал.

Честно говоря, не ожидал ничего особенного от книги с абсолютно пелевинским названием «S.N.U.F.F.». Однако Пелевин доказал, что все еще является высококлассным писателем, который может показать привычный нам мир в таком ракурсе, что даже не знаешь, какие эмоции при взгляде на этот мир преобладают – отвращение или же восхищение.

В книге «S.N.U.F.F.» Пелевин этот самый угол обзора на мир возводит в некую высшую точку, почти абсолют (не зря видимо под названием «S.N.U.F.F.» стоит значимое «утопия»), выше которой, наверное, автору уже не подняться (впрочем, даже сама книга «S.N.U.F.F.» говорит о том, что автор строго периодически находит точку выше абсолюта).

Но важно, мне кажется, совсем не это. А то, что Пелевин создал уникальный (пусть и локальный), интересный и дико безумный мир – такой, который может возникнуть только в человеческом обществе. Этот мир уникален, совершенно нереален, но, если попробовать заглянуть в будущее, никакой иной мир не представляется столь прогнозируемым и ожидаемым.

S.N.U.F.F. Обложка книги

Итак, наше ближайшее будущее.

Человечество, наконец, разделяется на два лагеря (как это нередко предсказывали писатели-фанстасты) – элиту и чернь. Элита стоит себе настоящие воздушные замки (офшары) и возносится в небо, а чернь (орки) прозябает на земле. Однако разделение это условное, ведь жители офшара зависят от орков не меньше, нежели орки от жителей офшара. Эти два мира друг без друга невозможны. Точнее это один мир - единый закольцованный самовоспроизводящийся организм, над которым витает дух Маниту – Бог, экран (телевидение, Интернет и прочее в совокупности) и деньги, который и является той самой жидкостью, циркулирующей между мирами офшара и Уркаганата (мира черни, орков).

Впрочем, все запросто можно перевернуть вверх ногами – смысл не изменится.

В центре повествования парочка орков – Грым и Хлоя, и парочка жителей ошфара – пилот видеокамеры Дамилола и его сура Кая – женщина-андроид, искусственный разум, созданный, правда, лишь с одной целью – для физического удовлетворения. Волею судьбы парочка орков попадает на офшар, тогда как вторая парочка большую сознательную часть собственной сознательной жизни вынужденно проводят внизу.

А что же такое S.N.U.F.F.? Снафф слишком всеобъемлющ, чтобы можно было рассказать о нем в двух словах. Это и кино, это и новостной блок, это правда жизни и видеовымысел, это религия, это молитва, это вечность в объятиях самого Господа Бога, это лик Божий, высшее проявление духовности, но это в то же время и все самое низкое – порно, грязь, война, смерть.

Снаффы создаются наверху – в видеолабораториях офшаров, но основа для материала поставляется снизу – из оркского Уркаганата. Но и для тех и для других снаффы являются самым важным в жизни.

Грым и Хлоя оказываются в самом эпицентре войны – непрекращающейся войны между верхним миром и нижним, которая на самом деле является не войной, а всего-навсего лишь съемками очередного снаффа. В то же время война идет совсем по-настоящему и кровь льется из живых людей. Хотя в снаффе нет ничего настоящего, а значит и настоящая жизнь есть лишь кино, которое кто-то смотрит на маниту.

Только вот как понять – где заканчивается кино и начинается настоящая жизнь? Как понять – являешься ли ты персонажем снаффа или живым человеком, который этот снафф смотрит? Ведь жизнь и есть кино, а кино - есть жизнь. Все – есть снафф, снафф – есть Маниту, а Маниту – есть жизнь, которая есть лишь снафф.

Вроде бы просто и совсем по-пелевински, только слишком уж безумно и слишком уж реально. Реально до фантастического безумия, безумно до жуткой реальности.

В мир, созданный Виктором Пелевиным в книге «S.N.U.F.F.» невозможно поверить, и нельзя не верить. Этот мир слишком настоящий, так что даже авторский вымысел становится единственной правдой. Как где-то говорилось: «Это слишком ужасно, чтобы быть правдой, и слишком безумно, чтобы быть вымыслом». Лучше, наверное, и не скажешь.

Другие аннотации:

 ◊ Пелевин Виктор. Шлем ужаса. Аннотация к книге

 ◊ Пелевин Виктор. Принц Госплана. Аннотация к повести

 ◊ Пратчетт Терри. Мрачный жнец. Аннотация к книге

 ◊ Прилепин Захар. Санькя. Аннотация к книге

 ◊ Кудрявцев Леонид. Клятва Крысиного короля. Аннотация к книге