Братья Стругацкие. Град обреченный. Аннотация к книге

«Глупую я прожил жизнь. Дурацкую какую-то…
Болтался все время как дерьмо в проруби – ни вверх, ни вниз.
Сначала за идеи какие-то сражался, потом – за дефицитные ковры,
а потом совсем уже ополоумел… людей вот погубил…»
Братья Стругацкие. «Град обреченный»

Из всех шедевров братьев Стругацких «Град обреченный», пожалуй, самая впечатляющая книга. И, кстати, довольно-таки понятная. Точнее, в этом произведении существует как бы несколько уровней понимания и поэтому книга впечатляет самого разнообразного читателя.

Я, например, читал «Град обреченный» уже четырежды. И каждый раз впечатления от книги умопомрачительные, но при этом совершенно иные, нежели при других чтениях.

«Град обреченный» прежде всего книга о человеке. Стругацкие вообще часто «злоупотребляют» размышлениями о сущности человека, а в «Граде обреченном» они вообще переходят все рамки. Причем, книга разбита на своеобразные этапы взросления главных героев, и мысли их (и поступки) характерны именно для своего возраста. В этом наверное особое впечатление от книги – мы, читатели, растем вместе с героями книги, и, как следствие, поэтому очень хорошо их понимаем, ведь мы «воочию» наблюдали этот рост.

Не менее интересен и мир, в котором оказываются наши герои. Это Город, находящийся неизвестно где и неизвестно когда, и там оказываются люди из самых разных уголков Земли и, что еще более интересно, из самых разных времен. Все этим людям предложили поучаствовать в загадочном Эксперименте, о целях и задачах которого ничего неизвестно. Но кто-то из прибывших пошел добровольно, кто-то сбежал сюда в поисках лучшей жизни, а кто-то - избегая расплаты за свершенные преступления.

Удивителен и Город сам по себе – с боков его прижимают бесконечно высокая стена и бесконечно глубокая пропасть, позади него развалины, откуда люди уходят потому, что иссякают источники воды, впереди непроходимые болота, которые обживают так называемые фермеры.

Град обреченный. Обложка книги

В Городе этом творятся совершенно непонятные вещи, которые даже связать одно с другим весьма сложно. Машина, которая распределяет профессии, нашествие павианов, или же вся вода обращается в желчь, по Городу гуляет жуткое «Красное здание», которое перемещается с место на место и заманивает в свое нутро беспечных, какая-то неизвестная Рябь, в которой люди исчезают, не успев даже крикнуть, жуткие легенды о каком-то Антигороде и многое-многое другое. Совершенно непонятно, зачем все это, а управители этого мира – Наставники - на все вопросы отвечают лишь «Эксперимент есть Эксперимент».

И посреди всего этого хаоса совершенно удивительные герои. В начале книги все центральные персонажи предстают довольно-таки посредственными личностями (особенно на фоне второстепенных умных и мудрых). Но потом они начинают развиваться и расти буквально с каждой страницей, усложняется их внутренний мир и жизненная философия, и все интереснее следить за их судьбой, тем более, что сюжет также развивается по нарастающей. Можно было бы рассказать про каждого из них (а они этого действительно заслуживают), но, боюсь, данной аннотации будет для этого маловато.

А финальная теория Храма вообще стоит отдельного издания. Это весьма интересная философская теория, но опять же в отрыве от самой книги не хочется ее пересказывать. Может быть потому, что понять ее тогда будет много сложнее (если не вообще невозможно).

Но больше всего мне лично братья Стругацкие нравятся своей недосказанностью (эти авторы часто грешат подобным). О многом они умолчали и «Граде обреченном». Например, что именно удалось раскопать Кацману, и что такого он прятал в папке, из-за которой был такой сыр-бор, что это за место такое удивительное – Хрустальный Дворец, и многое другое. Иногда начинаешь задумываться над этими будто специально оставленными белыми пятнами, и заполнять эти пятна собственным разумением (так сказать посильно участвуешь в создании книги).

Однако, все вышесказанное – лишь частности. Основа же книги так надежно упрятана между строк, что выдрать ее оттуда и преподнести на блюдечке достаточно сложно (а может просто я еще не смог это сделать). Да наверное нет какой-то отдельной истины, о которой можно сказать, что она является основным компонентом этого произведения. Скорее этих компонентов достаточно много и каждому откроются какие-то свои, лишь ему близкие истины (как это удается братьям Стругацким ума не приложу, но хотел бы и я так писать). Однако, смею вас уверить – истины будут, интересные и необычные, приятные и не очень, но вы обязательно повзрослеете (поумнеете, помудреете), прочитав книгу «Град обреченный» (я думаю в этом никто из тех, кто знает, что из себя представляют братья Стругацкие, не усомнится). Но будьте осторожны, знание не всегда приносит довольство, недаром ведь говорят: «во многих знаниях многая скорбь».

П.С.: Кстати, книга интересна еще и тем, что мир, придуманный Стругацкими, уже не раз появлялся в книгах других авторов, которые знать не знают, кто такие братья Стругацкие. Одно из самых ярких похожестей мира «Града Обреченного» - это «Мир Реки» Филиппа Фармера. Декорации просто фантастически схожи (хоть книги весьма разноплановы), даже начинаешь подозревать, что кто-то специально стремился воплотить эту идею и подсовывал ее самым разным людям.

Другие аннотации:

 ◊ Стругацкие Братья. Улитка на склоне. Аннотация к книге

 ◊ Сэлинджер Джером Д. Над пропастью во ржи. Аннотация к книге

 ◊ Силверберг Роберт. Замок лорда Валентина. Аннотация к книге

 ◊ Шелли Мерси. Паутина. Аннотация к книге

 ◊ Фрай Макс. Мой рагнарек. Аннотация к книге

 ◊ Успенский Эдуард. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. Аннотация к повести