Роджер Желязны. Роза для Экклезиаста. Аннотация к рассказу

Можно ли рассказать о Любви в небольшом рассказе? О Смысле жизни - в танце? О Необходимости - в одном единственном ударе? О Вечности - в смерти?

Ничего невозможного нет. Для человека, который верит в Необходимость, Смысл, Любовь и Вечность просто не может быть преград, потому что он одержим. Одержим (как ни странно) Богом. Можно сказать, что в этот момент он – человек – и есть Бог.

Да, можно быть Богом, но осознать Его невозможно. Как невозможно осознать, к примеру, марсианина. Ведь этот самый марсианин (вероятнее всего) намного загадочнее, чем даже сам Бог (его, марсианина, планета намного дальше, чем божественные небеса).

Странное, наверное, начало для аннотации? Однако не более странное, чем сам рассказ Роджера Желязны «Роза для Экклезиаста». Какими космическими ветрами навеян он автору?

Однажды человечество обнаруживает на планете Марс цивилизацию разумных существ. Только вот на контакт марсиане идти не хотят. Оставив поверхность, разумные обитатели укрылись под землей и не желают иметь с человечеством никаких контактов. Лишь одному человеку удается проникнуть в этот закрытый город. Этим человеком оказывается именитый поэт Гэлинджер. Попав в подземный город, Гэлинджер изучает историю марсианской культуры и узнает, что однажды на планете случилась катастрофа (радиоактивный дождь?), вследствие которой вся раса марсиан оказалась бесплодной. И хоть живут марсиане намного дольше, чем человек (тысячелетиями), все равно однажды умрет последний из них.

После той страшной катастрофы марсиане стали готовиться к смерти.

Однако Гэлинджер узнает об этом не сразу. Да и узнав, не придает этому столь большого значения. Почему? Потому что он влюблен. В марсианку.

Причем здесь Экклезиаст? Как ни странно, но именно о нем вспоминает Гэлинджер, когда чуть ближе знакомится с марсианами. Как там у Экклезиаста: «все суета, тщета и ловля ветра». Заживо похоронившие себя марсиане так напоминают Гэлинджеру этого мрачного землянина, что он начинает переводить его на марсианский (может быть, Экклезиаст когда-то случайно уловил то особое излучение, которое пришло к нам с Марса и написал об этом?). Сначала развлечения ради, потом, чтобы рассказать о нем марсианам. Откуда же ему было знать, что однажды эти переводы станут жизненно важны. Причем не для него, Гэлинджера, а для жизни всей разумной расы планеты Марс. И Гэлинджеру придется примерить на себя венец Господа Бога…

Но можно быть Богом, однако никому не дано осознать Его. Взлетевший в небо обречен на падение. Боги не прощают, когда кто-то садится на их трон. Или они насмехаются над смертными, дав ничтожному ненадолго почувствовать себя всесильным. Или же что еще, чего нам, человекам понять не дано.

Не важно. Я сказал столь многое, но о самом главном умолчал. И об этом не надо говорить. Можно об этом знать, можно это понять, но говорить – нельзя. Облеченное в слова, оно перестанет быть тем, чем было. Ах да, этим еще можно страдать, плакать, за это можно бороться, за это даже можно побеждать. Это равноценно Вечности и Смыслу жизни. Оно олицетворяет Любовь и делает Необходимость единственно возможным путем. Это так просто, и в то же время невыносимо сложно…

И именно тут я, пожалуй, завершу свою аннотацию, чтобы не вводить вас в заблуждение, которое, быть может, более опасно, чем незнание.

Хотя нет, скажу еще: я лично считаю, что «Роза для Экклезиаста» самое поэтичное произведение у Роджера Желязны (именно это, наверное, сказалось на аннотации). И я ценю этот небольшой рассказ много больше, чем множество его умопомрачительнейших романов (при этом сам понимаю сколь глупо сравнивать).

Другие аннотации:

 ◊ Желязны (Зелазни) Роджер. Остров мертвых. Аннотация к книге

 ◊ Джон Фаулз. Коллекционер. Аннотация к книге

 ◊ Роберт Силверберг. Человек в лабиринте. Аннотация к книге

 ◊ Чак Паланик. Колыбельная. Аннотация к книге

 ◊ Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Аннотация к книге