Макс Фрай. Гнезда химер. Аннотация к книге
Книга «Гнезда химер», при всей своей классической «фраевщине», значительно отличается от других произведений Макса Фрая. Основное отличие данной книги в том, что уж больно она сложна и богата деталями (обычно Макс Фрай особо не замудряется над фантастическими декорациями, делая акцент на личных переживаниях героя). В этот же раз Макс Фрай доказал всем, что он может придумать сложный самостоятельный мир, который даже при изъятии основной истории книги, вполне достоин внимания.
Да и сам мир Хомана (таково название мира, куда попадает главный герой) достаточно разнообразен, и народы, его населяющие, достойны особого изучения. Причем Фрай не поскупился и достаточно подробно живописует нам флору и фауну, жизнеуклад того или иного народа, традиции их и предания, социальные отношения, вплоть до индивидуального языка.
Причем серьезное здесь настолько плотно сходится со смешным, что даже герои книги «Гнезда химер» не всегда понимают, где нужно хмуро кивнуть, а где - весело рассмеяться. Весьма специфическое отношение к юмору, однако от этого книга лишь становится более интересной и загадочной.
Люди, прочитавшие «Гнезда химер» (по крайней мере мои знакомые), особо оценили, конечно же, страмослябских пиратов. Эти милые простодушные создания действительно заслуживают внимания. Во-первых, хотя бы потому, что в них такой избыток искренней душевности, каковую средний городской житель давно утерял за ненадобностью (в глубинках, правда, она еще встречается). Во-вторых, страмослябские пираты действительно умеют радоваться жизни (иногда даже слишком). Уж они-то понимают, что для веселья вовсе не нужно повода (а если и нужен, то всегда можно его найти). Однако же интерес особый к страмослябам появился вследствие их шикарнейшего языка и звучных имен. Все эти выражения – «фузденец», «ибьтую мэмэ», «илдук те у жупень», «дурбэцэло», «етидрёный хряп», «хур морговый», «куляй на хур» сразу же активно были подхвачены в нашей скромной компании и еще долго украшали наши научные беседы своим ярким звучанием. А имена типа «Плюхай Яйцедубович» или «Давыд Разъебанович» использовались на форумах в качестве никнеймов. А уж чего стоят их праздники. Например, Бздох. При Бздохе страмослябские пираты наедаются гороха, потом закрываются в непроветриваемом помещении и начинают «пускать ветры». Тот, кто последним выйдет из комнаты, почитается как великий герой и солидный человек.
Кстати, «Гнезда химер» вообще изобилуют очень поэтичными и оригинальными ругательствами. Не знаю, с чего это Макс Фрай вдруг заинтересовался сим прекрасным жанром речи, но ругательства у него выходят весьма и весьма оригинальными. Чего только стоит великолепное «масса пхатма», что переводится как «несолидный человек, не берегущий свою честь, да к тому же еще и с грязным задним проходом». Впрочем, об остальных выражениях я, пожалуй, умолчу, чтобы уберечь читателя от ложных негативных выводов, ведь чтобы понять всю прелесть этих «грязных словечек», нужно прочитать книгу.
Но мир Хомана интересен, конечно же, не только страмослябскими пиратами и обилием иноземной ругани. Во-первых, Макс Фрай множество раз по ходу повествования повторяет, что этот мир является одним из самых лучших миров во вселенной. И что самое интересное, Хомана – самый справедливый мир.
«Это – мир Хомана, единственное место во вселенной, где даже ветру свойственно быть справедливым. Все должно быть оплачено – здесь и сейчас, а не «когда-нибудь потом»…»
И населяющие его живые существа действительно наделены каким-то особым взглядом на жизнь. Трудно конечно представить в двух словах философию мира Хоманы, но его жители достаточно редко изводят себя напрасными сомнениями и сожалениями (впрочем, Макс Фрай к этой теме вообще неравнодушен), и с равной стойкостью принимают как хорошее, так и плохое. От них редко услышишь возглас «За что?», который в ходу в нашем мире. Ведь все, что бы ни случилось, происходит не просто так. В каких-то несчастьях мы виноваты сами, а другие случаются лишь для того, чтоб мы что-то поняли. И конечно же тот, кто не сидит сложа руки, обязательно поймает свою удачу за хвост (хотя, наверное, наш мир тоже достаточно справедлив, только вот мы никак этого не осознаем и, что еще хуже, не живем по этому «принципу справедливости»). В общем, при знакомстве с миром Хоманы, есть над чем задуматься и нам, землянам.
Итак, главный герой (небезызвестный сэр Макс Фрай), волею судьбы оказывается в мире Хомана. Этим он обязан одному чародею, который жаждет бессмертия (чародей-то надеялся, что он вызвал демона, который будет рад поделиться секретом вечной жизни в обмен на несколько сотен душ). Однако, понятное дело, наш герой никаким демоном не является, хоть до этого немного и баловался чародейством. Но в мире Хомана все его магические способности испарились. Герой сбегает от чародея и отправляется на поиски неких существ вурундшундба, которые, быть может, смогут отправить его обратно. Однако, когда он их нашел, те не жаждут отправлять мнимого демона назад, а вместо этого «радуют» его весьма прискорбной вестью – если он не уберется из этого мира до конца года, то будет выброшен в Гнезда химер. А Гнезда химер – это особая темница для чужих, и там уж явно нет ничего хорошего (эдакий локальный ад для демонов). Силенок на то, чтобы выбраться, у героя вполне хватит, а вот времени, увы, осталось не так уж и много…
Книгу «Гнезда химер» рекомендую всем, даже тем, кто фантастикой не увлекается. Макс Фрай в этот раз создал действительно шедевр (чудом ли?), который будет интересен самым разным людям с самым различным мировоззрением.
Другие аннотации:
◊ Фрай Макс. Мой рагнарек. Аннотация к книге
◊ Хайнлайн Роберт. Дверь в лето. Аннотация к книге
◊ Хуберат Марк С. Ты веенулся, Снеоог… Аннотация к рассказу
◊ Шелли Мерси. Паутина. Аннотация к книге
◊ Фаулз Джон. Коллекционер. Аннотация к книге
Сейчас читают: