Герман Гессе. Степной волк. Аннотация к книге
Еще до того, как непосредственно взяться за книгу Германа Гессе «Степной волк», я столько всего слышал, что просто не мог не отнестись к ней с некоторым предубеждением.
Мне, ссылаясь на «Степного волка», многое успели понарассказать о самоубийстве, об отчужденности, о мещанстве, об обывателях и избранных, охотниках, жертвах и одиночках-бунтарях – в общем, обо всем том, что часто становится предметом обсуждения в бессонных посиделках на кухнях. А я, грешный, как-то прошел мимо Гессе и его философских произведений. До этого мне удалось лишь прочитать «Паломничество в страну Востока», а «Игру в бисер» я так и не смог прочесть дальше полусотни страниц.
Понятно, почему «Степной волк» сначала вызывал у меня лишь пренебрежительную ухмылку. И, может быть, я многого не понимаю, но вплоть до середины книги я продирался, как сквозь дремучие заросли. Гарри Галлер мне казался слишком уж простым и бесхитростным, а все его мучения духа какими-то надуманными.
Поэтому я не раз прерывался, бросал «Степного волка», и читал другие книги. Но все же, после очередного упоминания кем-то Германа Гессе, возвращался к этой книге вновь.
Однако когда появилась Гермина, я уже не мог оторваться от «Степного волка», и всю оставшуюся часть «съел» за один вечер.
А прочитав, понял, что важным для себя посчитал совсем не то, что считали таковым другие. Меня, например, очень впечатлил молчаливый Пабло, но почему-то из всех моих знакомых никто не разу не упомянул об этом человеке, когда речь заходила о «Степном волке». Да и про магический театр Пабло говорили лишь мельком. Еще мне понравилась Мария, но и о ней почему-то забыли. И вообще никто из тех, кто читал эту книгу Германа Гессе, не разу не заикнулся о том, что сам Гарри Галлер, степной волк, в финале вполне ясно осознал, что вся его жизнь – со всеми страданиями, мучениями, отчуждением, презрением к себе и окружающим - была безнадежно бездарной.
Неужели они (те мои знакомые, кто читал «Степного волка») не заметили этого? Если честно, у меня сложилось такое впечатление, что многие ограничились лишь «Трактатом о Степном волке», а остальную часть книги посчитали совершенно неважной.
Странно все это. Хотя кто-то из великих говорил, что каждый видит лишь то, что он хочет видеть. В этом плане «Степной волк» оправдывает множество ожиданий. Потому как герой Германа Гессе собрал в себе великое множество человеческих заблуждений. Исходя из чего, мне даже показалось, что на самом деле Гарри Галлер – негативный персонаж. Ведь он - суть все мы. Точнее все то в нас, что не дает нам жить счастливо и наслаждаться этой жизнью. И от чего, по мнению автора, необходимо избавиться.
Говоря буддийским языком, Герман Гессе советует читателю убить в себе Гарри Галлера.
Но эта бредовая теория, скорее всего, лишена смысла. Ну может быть, лишь малая ее толика имеет право на существование. Вряд ли Герман Гессе действительно преследовал подобную цель. Как однажды выразился сам автор, что, когда пишет книгу, он не пытается никого ничему учить и не пытается от чего-либо отвратить. Он лишь рассказывает истории.
Да и сам Гарри Галлер, Степной волк, этот неуклюжий и несчастный человек, все-таки любим своим создателем. И может быть даже как раз мучения и неумение приспособиться к окружающей действительности делают Степного волка более значимым для автора. Тут он несомненно положительный персонаж, как непослушное, но любимое чадо.
И все же, как бы то ни было, сам Степной волк – это собирательный образ. И Гарри Галлер не одинок. Точнее, подобных одиночеств среди современников Степного волка немалое множество (и даже среди наших с вами современников их достаточно много). Поэтому можно даже назвать его очередным героем своего времени. Как говорится, какова эпоха – таковы герои.
Но это опять же мои суждения. А на деле же «Степной волк» Германа Гессе столь многозначен, что рассказать обо всех теориях, идеях и мыслях, которые посетили меня при прочтении книги и после, в этой краткой аннотации просто невозможно. Да и не нужно. Потому как Ваши собственные впечатления от «Степного волка», уверен, будут совсем иными. Уж точно не менее интересными и многозначительными. В этом, согласитесь, Герман Гессе действительно великий мастер.
Другие аннотации:
◊ Чак Паланик. Колыбельная. Аннотация к книге
◊ Святослав Логинов. Свет в окошке. Аннотация к книге
◊ Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Аннотация к книге
◊ Андрей Лазарчук. Мой старший брат Иешуа. Аннотация к книге
Сейчас читают: