Уильям Голдинг. Повелитель мух. Аннотация к книге
Стоит ли относиться к детям, как к маленьким взрослым?
Этот вопрос до сих не имеет однозначного ответа. Потому что с одной стороны, ребенок - это личность, независимо от возраста. И он обладает всеми правами, что и любой взрослый человек. С другой стороны, ребенок не всегда может осознать последствия своих поступков и вот именно это является его значимым отличием от взрослого человека.
Хотя, будем честны, и многие взрослые не всегда осознают последствия своих поступков.
Вот, наверное, именно для таких взрослых и написал Уильям Голдинг роман «Повелитель мух». Взрослых по количеству лет, по наличию паспорта полноправного гражданина, но не взрослых сознанием своей ответственности и всех последствий своих действий.
Но смогут ли «невзрослые» понять, о чем именно эта книга?
Может быть все как раз наоборот? И книга предназначена прежде всего для тех, кто понимает то, что каждый их поступок, каждое решение, каждое слово и даже каждая мысль имеют последствия. И если не думать о том, к чему могут привести даже самые простые действия, рожденные самыми благородными целями, то мы перестанем быть разумными существами – взрослыми в наивысшем понимании этого слова.
Ведь не зря же оригинальная версия «Повелителя мух» начиналась с описания ужасов ядерной войны. И, может быть, не следовало издателям убирать эти страницы из книги, так как они служили бы хорошим напоминаем того, к чему могу привести действия взрослых людей, которые не думают о последствиях своих поступков.
Но этих страниц в книге нет, и история начинается сразу с того, что в результате авиакатастрофы на некоем острове оказались эвакуированные из Англии дети. Остались одни, без взрослых.
И ведь прекрасный им достался остров – идеальное воплощение детской мечты. Да и старшие дети оказались вполне разумны – они в первую очередь задумались о том, чтобы построить шалаши и разжечь костер, который бы позволил спасателям обнаружить детей.
Ну а все остальное время можно смело посвятить отдыху, купанию и играм. Солнце, прекрасный пляж, идеальная для купаний морская бухта, дикие джунгли, обилие съедобных фруктов. И никаких обязанностей, никаких дел, никаких уроков. Что еще важно - никаких опасностей. И конечно же никаких взрослых. Ну чем не рай?
Но оставим детей на их идеальном острове и обратимся к истории человеческой цивилизации. Изменилось бы что-то в нашем прошлом, если бы вся планета была идеальным местом для обитания? Если бы нам не нужно было бороться за пропитание или воевать с другими людьми за лучшие пещеры, в которых можно укрыться от непогоды и хищников? Ведь тогда не нужно было ни терпеть лишения, ни подвергать лишениям других, а просто наслаждаться жизнью.
Изменилось бы что-то в нашей истории?
Ну а если мы – нынешние взрослые – все очень разумные и осознаем последствия наших поступков, то почему же мы превратили наш дом, нашу пусть не идеальную, но вполне хорошую планету в плацдарм для мучения и уничтожения своих же собственных собратьев?
И если мы, взрослые, так поступаем, то почему наши дети должны поступать иначе? Ведь они же наша плоть и кровь, продолжение нашего рода, наших страхов и наших надежд.
Так что вполне логично, что наши дети будут поступать так же, как и мы. И почему это мы, взрослые, считаем, что они должны делать все по-другому? Во-первых, у них нет другого примера. Во-вторых, какое наследие мы оставляем нашим потомкам? Как мы можем растить их добрыми, честными и благородными, и оставлять жить в мире, где эти умения в лучшем случае им не пригодятся, в худшем – станут угрозой для их жизни?
А если мы будем растить их иначе, то сможем ли тогда называть себя взрослыми? Такими, которые осознают последствия своих поступков.
Вернемся к нашей истории. Как вы думаете, чем все закончится? Какое ближайшее будущее ждет детей на идеальном острове?
Представили?
А впрочем, погодите. Поменяем немного условия. Выберите пятнадцать-двадцать человек из своего самого ближайшего окружения. Людей, которых вы хорошо знаете. Которым вы доверяете, которых вы любите и уважаете.
И поместите их всех на наш необитаемый остров. С условием, что он маленький, и с него вы не сможете никуда уйти. Никогда. То есть с этими людьми вам придется прожить всю вашу жизнь. В счастье и горести, пока смерть не разлучит вас…
Сможете ли вы с ними жить? Хотя бы сосуществовать без конфликтов? Уверены, что они будут такими же, какими вы их себе представляете? А как они проявят себя в случае критических ситуаций? Насколько вы и они способны уживаться с другими людьми? Прислушиваются ли они к мнению других, или всегда насаждают собственные правила? А вы? Сможете ли вы обеспечить другим такие условия, чтобы всем вместе и каждому отдельно жить было легко и комфортно? Кто будет решать, как жить вашему маленькому сообществу? Что вы будете делать, если все пойдет не так, как вы (или кто-то другой) задумали? А если люди не захотят жить так, как вы представляете себе идеальную или хотя бы мирную совместную жизнь маленького сообщества на ограниченном пространстве? Каким будет ваш обитаемый остров через год? Сможете ли вы остаться тем самым разумным взрослым, который, как вы считаете, вы сейчас являетесь?
Если у вас развито воображение, попробуйте мысленно пройти этот путь. И если вы будете максимально честны, то вы узнаете много нового о себе и о тех, кто живет рядом с вами.
Ну а если у вас ничего не получается, то прочитайте книгу Уильяма Голдинга «Повелитель мух». И тогда уж решайте, насколько эта вымышленная история может стать реальностью.
Или же такой финал невозможен?
Тогда какой финал был бы у вашей истории?
Даже попробую задать еще более точный вопрос: а какой финал будет у нашей истории? У нашей с вами истории, на нашем с вами маленьком острове, в окружении наших с вами собратьев.
Другие аннотации:
◊ Павич Милорад. Хазарский словарь. Аннотация к книге
◊ Гессе Герман. Сиддхартха. Аннотация к повести
◊ Герберт Фрэнк. Дюна. Аннотация к книге
◊ Де Камп Лион Спрэг. Да не опустится тьма. Аннотация к книге
◊ Стругацкие Братья. Гадкие лебеди. Аннотация к книге
Сейчас читают:
◊ Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес. Аннотация к книге