Герман Гессе. Демиан. Аннотация к повести

Пожалуй, думается мне, проще написать какой-нибудь рассказ, чем аннотацию на повесть Германа Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером», потому как задача эта весьма сложна – кратко пересказать то, что так дотошно, с предельным вниманием даже к самым малейшим деталям, пытается рассказать автор. Так что, быть может, я взял на себя непосильную ношу.

Однако очень хочется рассказать об этой интересной философской повести.

Как однажды сказал сам Герман Гессе – человеческая история за долгий срок своего существования накопила огромнейшее количество всевозможного знания, но ничто так мало не изучено, как человек, его внутренний мир. Вероятно (думается мне), это связано с тем, что каждый отдельный человек – уже огромнейшая вселенная со своим космосом, законами бытия, со своей историей существования, со своими богами и демонами. Как же возможно изучить человечество, если на изучение только одного из его представителей потребуется не одна сотня лет?

Но именно такую вселенную – внутреннюю вселенную Эмиля Синклера – пытается открыть для читателя Гессе. И Синклер вполне того стоит – ведь он не совсем обычный человек (если конечно вообще бывают обычные люди). На нем есть особенная печать – «каинова печать», как называет эту особенность друг Синклера – Макс Демиан.

Демиан. Обложка книги

Именно Демиан первым замечает особенность Синклера, потому, что и сам носит эту печать.

Что же такого особенного в «каиновой печати»? Это – стремление обрести себя, таким, какой ты есть на самом деле, принять свою судьбу, свою особенность со всеми ее хорошими и плохими качествами.

Может быть, кому-то покажется странным то, что, наравне с «хорошими» учитываются и «плохие» качества. Ведь нас обычно учат искать в себе лишь хорошие качества, совершенно игнорируя все плохое. А мир, как уже давно известно, состоит не только из хорошего. В немалой степени важно и плохое. Оно ведь тоже есть такая же важная часть мира, как и нас самих. И чтобы обрести себя (уверяет автор), нужно познать в себе и плохое.

Поэтому своей путеводной звездой Эмиль Синклер (так же, как и Макс Демиан, и другие ищущие) выбирают бога, известного под именем Абраксас, который в равной степени заключает в себе как «хорошесть», так и «плохость» всего сущего. Точнее, подразделение на категории знания делаются лишь человеком (обычным человеком), тогда как ищущий себя не делит знание своего внутреннего мира (своей истинной судьбы, предназначения) на какие-то категории. Знание – есть знание, какие бы ярлыки не навешивало на него общество.

Однако – это весьма трудный путь, преодолеть который сможет далеко не каждый. И, хотя учителя у Эмиля Синклера будут самые лучшие – Франц Кромер (первый, кто продемонстрировал юному Синклеру оборотную – «плохую» – сторону мира), Макс Демиан, Писториус, госпожа Ева, тем не менее нашему герою придется не раз оступаться и уходить в сторону от своего пути (судьбы, преднаначения).

Обретет ли в конце сложного пути самого себя Эмиль Синклер? Правильный ли путь он избрал? Верно ли указали Сикнклеру направление его «учителя»? И кем в конце концов станет Эмиль Синклер, пройдя этот путь? Богом, дьяволом, человеком или кем-то еще? Да вообще – финал ли это пути, или только самое его начало?

Мне кажется, что книга Германа Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером» будет интересна тем, кто хочет познать себя – таким, какой он есть на самом деле – всю сложную, богатую вселенную собственного внутреннего мира.

Другие аннотации:

 ◊ Гессе Герман. Степной волк. Аннотация к книге

 ◊ Гаррисон Гарри. Неукротимая планета. Аннотация к книге

 ◊ Де Камп Лион Спрэг. Да не опустится тьма. Аннотация к книге

 ◊ Воннегут Курт. Синяя борода. Аннотация к книге

 ◊ Гордер Юстейн. Апельсиновая девушка. Аннотация к книге