Роберт Силверберг. Человек в лабиринте. Аннотация к книге
Меня порой удивляет, почему общепринято считать, будто фантастика – развлекательное чтиво. Ведь на самом деле нередко писатели-фантасты через призму фантастического пытаются рассказать о таких сложных философских и психологических аспектах человеческого бытия, которые не даются даже именитым философам. Например, это уже известные всем братья Стругацкие, Леонид Каганов со своим неподражаемым «Эпосом хищника», Бредбери, Хайнлайн, Саймак… да, впрочем, можно перечислять очень долго, поэтому лучше остановлюсь прямо сейчас.
Вот и «Человек в лабиринте» Роберта Силверберга, внешне обыкновенный динамичный (что называется «экшн») и красочный фантастический роман, в основе своей содержит интересную философскую идею, которая, кстати, прекрасно бы смотрелась и без наличия вымышленных декораций и экшн-сцен. Почему же Силверберг избрал именно фантастический жанр? Хотя, если проследить его творчество, он всегда оперирует фантастическими декорациями, а рассказывает не иначе как о человеческом. Может быть, так ему проще и веселее, или же фантастические реалии позволяют ему четче охарактеризовать проблему.
Теперь же перейдем к философской идее книги Силверберга «Человек в лабиринте».
Что мы знаем о человеке сегодня? Насколько мы его изучили? Может ли хоть кто-нибудь сказать, что он все знает хотя бы о своих родных и близких? И, исходя из этого, еще более интересно, почему мы так стремимся на контакт с иными цивилизациями, когда сами толком не разобрались в себе самих?
Вот, например, живет человек. Красивый, умный, любящий (и ценящий) жизнь и людей. Все в нем хорошо, да вот только есть в его душе тайная комната, в которую он не допускает никого, даже себя самого. Но однажды некто (пусть это будет представитель иной цивилизации) замечает в нем этот «изъян» и «исправляет» его (насмешки ради или желая помочь и избавить от «увечья»), сломав замки тайной комнаты и открыв двери души – живи, мол, человек открыто, будь таким, какой ты есть на самом деле.
Казалось бы, лучшего и пожелать нельзя, да только вот другим людям так вовсе не кажется. Они не привыкли к такому. Потому, видимо, человечество придумало ложь и обман, так как от истинной открытости души им становится невыносимо. То ли от того, что им больно и страшно «видеть» то, что этот человек утаивал в себе, то ли от того, что они понимают, что их души таят в себе тайны, столь же чудовищные и ужасные.
И единственный способ «спрятать» свою душу – это бежать от людей. Именно так и делает главный герой романа. Он прячется на безлюдной планете, в лабиринте, наполненном неимоверным количеством смертельных ловушек, который выстроила исчезнувшая (или вымершая) цивилизация. И хотя разумных существ здесь нет уже давно, лабиринт продолжает исправно функционировать, умерщвляя всех, кто пытается его преодолеть. Уж здесь до него (нашего героя с «исправленной» душой) не доберется ни одно живое разумное существо.
Однако, в один день, на планете приземляется космический корабль, и неизвестные люди пытаются проникнуть в лабиринт. Они пускают сотни роботов, и лабиринт уничтожает большинство из них, но путь сквозь опасности уже проложен, и, в итоге, прилетевшим все же удается добраться до центра лабиринта, где в одиночестве обитает человек, много лет назад бежавший от людей…
Мне кажется, неслучайно Роберт Силверберг назвал свой роман «Человек в лабиринте» (и все эти фантастические декорации не случайны). Может быть, лабиринт – это наше сознание, в центре которого находится наше истинное «я». Мы сами блуждаем в этом лабиринте, который грозит нам бесчисленными смертельными ловушками, и никто иной (снаружи) не сможет добраться до центра нашего сознания. И потому нам никак не удается достучаться друг до друга. И нет еще роботов, которые смогли бы проложить дорогу в этих лабиринтах от одной души к другой.
Но даже не это самое важное. Меня лично (после прочтения книги) беспокоили совсем иные вопросы. Кто выстроил эти лабиринты? Чем руководствовался загадочный демиург, когда упрятал нас от самих себя и от других людей? Защищал он нас или же наоборот? И что именно мы прячем в центре своих лабиринтов? Или, быть может, мы сами выстроили эти смертельные лабиринты, опасаясь того, что кто-то извне сможет проникнуть туда, куда мы и сами боимся лишний раз заглядывать?
При всем при этом я не уверен, что все, о чем я говорил, действительно вложил в свой роман Роберт Силверберг. Ведь я, так сказать, сужу с позиции собственного лабиринта. Вы же, может быть, найдете в книге «Человек в лабиринте» иной смысл, которого я (в силу собственной ограниченности) не увидел. Кто знает? Но тем интереснее, я думаю, вам будет вам взяться за эту впечатляющую и сложную книгу.
Удачи! И не заблудитесь в лабиринтах смысла, потому как выбираться вам придется самим, в одиночку.
Другие аннотации:
◊ Роберт Хайнлайн. Дверь в лето. Аннотация к книге
◊ Фрэнк Герберт. Дюна. Аннотация к книге
◊ Джон Фаулз. Коллекционер. Аннотация к книге
◊ Желязны (Зелазни) Роджер. Остров мертвых. Аннотация к книге
◊ Чайна Мьевиль. Вокзал потерянных снов. Аннотация к книге
Сейчас читают: