Братья Стругацкие. Гадкие лебеди. Аннотация к книге
«История показывает,
что общество изменяют не литературой,
а реформами или пулеметами…»
Братья Стругацкие. «Гадкие лебеди»
Начну, пожалуй, совсем издалека. Я был знаком с одним человеком. Детство у него было крайне печальное – родители-пьяницы, детдом, война. Но вот этот человек вырос, выучился, женился на умной женщине, вырастил прекрасных детей: сын – высококлассный хирург, дочка – именитый преподаватель. И все у него в жизни хорошо.
Я все удивлялся – с чего бы это? Как у брошенного ужасными родителями, воспитанного в детском доме человечка получилось построить такое великолепное будущее? При таком отвратительном старте такой умопомрачительный финиш?
Я не очень верю в чудеса, так что и ответ на этот вопрос был у меня совсем не чудесный. Помните сказку о гадком утенке? Подброшенный к курицам прекрасный лебедь. Может быть тот человек-лебедь, о котором я рассказал, и не был на самом деле сыном своих родителей-куриц?
Хотя, с другой стороны – «ах, если б знали из какого сора…»
К чему я это?
К произведению братьев Стругацких «Гадкие лебеди». При прочтении книги я почему-то вспоминал именно того моего знакомого, и гадал – откуда же у несчастных писателей несчастной Советской эпохи такой утопический идеал будущего? Соответственно, ответ – либо от неизвестных загадочных родителей-лебедей, либо непосредственно из сора, коего в «совке» было даже с излишком.
Итак, «Гадкие лебеди». Кто они – эти самые гадкие лебеди (точнее, пока еще гадкие утята)? Это всего лишь люди, заболевшие неизвестной болезнью – «мокрецы», «очкарики». Их травили, их убивали, избавлялись от них с брезгливостью, с коей мы избавляемся от тараканов. В конце концов, свезли их всех подальше, построили для них лепрозорий, оградили колючей проволокой и – с глаз долой, из сердца вон.
Так думали люди-курицы (люди вообще обычно недальновиднее обыкновенных куриц). А гадкие утята в это время росли и превращались в красивых лебедей. И строили свой мир – мир свободных лебедей. И строили вовсе не втихомолку, а вполне открыто, но поди объясни это курице. Хотя, конечно, нашлись цыплятки и поумнее, которые поняли, что обыкновенным курятником огромный мир не ограничивается. В итоге цыплятки оставили своих глупых мамаш-наседок и перебрались к лебедям. И, стоило курам увидеть покинутый опустевший курятник, что тут началось…
Впрочем, это я забегаю сильно вперед. Ведь дело на самом деле вовсе не в гадких утятах, курах и лебедях. Бог с ними, говорят братья Стругацкие, и с их мирами, с их будущим и прошлым, куда интереснее сами люди (уж без разницы кто они там – гадкие лебеди или ангелоподобные курицы), которые находятся на этом самом переломе, когда мир прошлого сменяется миром будущего (можно даже уточнить - плохого прошлого хорошим будущим, потому как всегда человек надеется что новое будет лучшим).
И ведь недаром я вспоминал о человеке, который также оказался однажды на переломе – позади идиоты-родители, детдом, война (плюс даже начало уголовной жизни) – в общем, сплошной сор, а впереди…
А впереди-то ничего и нет! Впереди только неизвестность. Вот как он смог углядеть там жену-красавицу-умницу-комсомолку и двух прекрасных одаренных детей? И я даже уверен, что ничего этого он – наш человек - впереди еще и не видел. Или все-таки видел?
На данный вопрос у меня лично ответа нет. Но, черт побери, ведь это может быть самое главное. Может, именно об этом и хотели сказать Братья Стругацкие в своей книге «Гадкие лебеди». Потому как если нам, человекам, удастся вычислить, какой именно «рубильник» нужно переключить в человеческой голове, чтобы в определенный переломный момент гадкий утенок обратился прекрасным лебедем, а не стал глупой курицей. Обладая этим уникальным знанием мы – человечество – запросто бы перепрыгнули из ужасного прошлого в светлое будущее. Вот так просто из Ада земного оказаться в Раю небесном…
Однако – это утопия. И сколько не говори о силе слова, реформы и пулеметы много действеннее (смотрите эпиграф к аннотации). Только вот дорога в Рай не терпит ни реформ, ни пулеметов. А значит, вновь мы оказываемся в замкнутом круге, из которого нет выхода, потому что одно всегда исключает другое.
Примерно так. На этом, пожалуй, и остановлюсь, чтобы не растекаться понапрасну мыслью по древу. Только напоследок все же уточню (вдруг кто читает мои сомнительные аннотации впервые): все вышесказанное есть лишь мои собственные мысли и идеи, и братья Стругацкие тут виновны постольку, поскольку виновна моя бедная голова в том, что рождает эти самые мысли и идеи. Впрочем, насколько я сам знаю писателей (и насколько сам являюсь таковым), задача и цель любого творческого произведения заключается только в том, чтобы человек начал мыслить и задавать вопросы. А уж читая книгу «Гадкие лебеди» вы, мой дорогой читатель, точно начнете мыслить и задавать вопросы. По крайней мере, я от всей души желаю вам этого.
Другие аннотации:
◊ Братья Стругацкие. Град обреченный. Аннотация к книге
◊ Братья Стругацкие. Отягощенные злом. Аннотация к книге
◊ Братья Стругацкие. Улитка на склоне. Аннотация к книге
◊ Джон Стейнбек. Квартал Тортилья-Флэт. Аннотация к книге
◊ Клиффорд Саймак. Город. Аннотация к книге
Сейчас читают:
◊ Ганс Христиан Андерсен. Снежная королева. Аннотация к книге
◊ Владислав Крапивин. Голубятня на желтой поляне. Аннотация к книге