Иэн Бэнкс. Осиная фабрика. Аннотация к книге
Кто-то из классиков говорил (правда, не помню кто именно), что все люди - сумасшедшие и психи, но первые – счастливчики, их ненормальность оказалась жизненно востребованной, вторые сумели направить собственное безумие в русло полезного умения, третьи просто научились притворяться, а четвертые… ну, должны же быть и неудачи.
Есть еще и история о том, как неизвестные отравили воду в городе, отчего весь город сошел с ума. В здравом уме остался лишь один человек, который случайно узнал о том, что случилось, и не стал пить воду, но не успел предупредить остальных. В итоге обезумевшие горожане решили, что тот единственный нормальный есть на самом деле безумец и забили его до смерти. И как бы продолжение этой темы. А что если однажды наш Создатель (или, быть может, его антипод) отравил всю воду на земле, и все земляне сошли с ума? Но некоторые из людей почему-то научились вырабатывать антитела к отраве и выздоровели. Каково же им, нормальным, находиться среди нас, безумцев? И как на это дело смотрит сам Создатель? И, самое главное, почему Он бездействует?
Вы наверняка поинтересуетесь, к чему это я все о безумных, которые суть нормальны (или наоборот – о нормальных, которые суть безумны)? Да потому что Иэн Бэнкс в своей книге «Осиная фабрика» рассказывает именно о таких. Один из них кормит детишек червями и поджигает собак, полив их предварительно бензином. Второй – взрывает кроликов, устраивает баталии между птицами, связывая их одной веревкой и уничтожает ос в придуманном лабиринте смерти, так называемой Осиной фабрике. Третий, папаша первых двух, вообще учудил такое, что в двух словах и не расскажешь.
Но вот настолько ли они безумно, насколько кажутся таковыми? Ведь первый на самом деле абсолютно нормален, но зачем-то выдает себя за психа. Второй свихнутый на всю голову, но при этом умело изображает нормального (раз он умеет прикинуться нормальным, можно ли назвать его безумцем?). Про третьего опять же умолчим, потому как история слишком длинная и запутанная. Зачем им эти маски? Пытаются ли они своими масками укрыться от мира, или же просто закрывают таким образом от себя весь мир, делая вид, будто мира и не существует вовсе? Или, может быть, они знают что-то, чего не знаем мы, вот нам и кажется, что с ними что-то не то? А может быть это «не то» с нами?
И самый важный вопрос: почему тогда «Осиная фабрика» Иэна Бэнкса подается издателями как какой-нибудь обыкновенный (хоть и первоклассный) хоррор? Это точно не ужастик. Ничего страшного в книге нет. Ну в той степени, в которой мы обычно подразумеваем страшное. Нет, в книге творится настоящий ужас, но у вас вряд ли будут бегать мурашки по спине, волосы становиться дыбом и выступать холодный липкий пот (обычные для ужастиков результаты впечатления). В ужас придет совсем другая часть нашего организма. Та самая незримая часть, которую принято называть душой.
Но хватит вольнодумства, переходим непосредственно к книге «Осиная фабрика». Итак, один безумец (которого до этого упекли в психушку за то, что он поджигал собак и кормил детей червями) сбегает из психиатрической больницы и движется по направлению к дому, оставляя за собой обуглившиеся трупики сгоревших собак. Второй безумец готовится к приезду первого, превратив собственный дом в оборонную крепость. Только он и сам не знает, от кого обороняется – то ли от безумного братца, то ли от следующей за ним полиции. Но ни первый, ни второй не берут в расчет третьего, а ведь именно он является виновником так сказать торжества. Это ему башню снесло так, что он… длинная это история, и запутанная.
Хотя, может быть, все совсем и не так.
А как именно, решать придется все-таки вам, дорогой мой читатель. Измерять по собственной планочке нормальности и безумия, узнавать правду на собственной Осиной фабрике. И, кстати, она у вас есть? Как, у вас нет Осиной фабрики? Ну так сделайте ее немедленно! Впрочем, можете не торопиться, наверняка она у вас есть, только зовется как-то иначе – скелет в шкафу, тараканы в голове… Вот и поищите, самое время. Ведь безумным быть в нашем обществе вовсе не воспрещается, просто надо уметь прятать собственное безумие от других людей. Положено так. Это называется культурой, моралью, совестью или как-то там еще, человечество еще толком само не разобралось. Что это у вас там, кровь на руках? И что вы прячете за спиной? Ах, это всего лишь кетчуп, а в руках топорик для разделки мяса. Да-да, я тоже люблю рагу в томатном соусе. Что?! Оставьте, это уже не смешно. К тому же я совсем не вкусен. А вон та леди, или вон тот молодой джентльмен вполне годятся для ваших кулинарных подвигов. Вот видите, мы же культурные люди, и всегда можем разрешить спор словами, а не кулаками. Конечно же, я лично и с удовольствием оценю ваш кулинарный талант…
Правда, все вышесказанное – мои личные впечатления. А я, знаете ли, весьма сомневаюсь в собственном душевном здоровье. А вот что на самом деле пытался сказать Иэн Бэнкс, когда творил свою книгу «Осиная фабрика», боюсь, никто, кроме него самого, никогда не узнает, но явно что-то бредовое, ведь нормальный человек такого написать не сможет.
Будьте здоровы и почаще читайте!
Другие аннотации:
◊ Пратчетт Терри. Народ, или мы все когда-то были дельфинами. Аннотация к книге
◊ Пелевин Виктор. Затворник и Шестипалый. Аннотация к повести
◊ Нивен Ларри. Какой прок от стеклянного кинжала? Аннотация к рассказу
◊ Лазарчук Андрей. Мой старший брат Иешуа. Аннотация к книге
◊ Кристофер Джон. Смерть травы. Аннотация к книге
Сейчас читают: