Иэн Бэнкс. Шаги по стеклу. Аннотация к книге
Вторая книга «Шаги по стеклу» Иэна Бэнкса впечатлила меня гораздо больше, нежели известная «Осиная фабрика». Может быть потому, что «Шаги по стеклу» сложнее и куда как более загадочней.
Вообще, как я заметил, Иэн Бэнкс любит загадывать загадки, что заставляет читателя более внимательно вчитываться в текст и держит его в напряжении. «Шаги по стеклу» в этом плане заставит быть предельно внимательным к описываемым событиям. Тем более, что в этот раз Бэнкс усложнил задачу - книга состоит из трех отдельных историй (романтическая, параноидальная и фантастическая), которые в финале проникают одна в другую, сводя произведение в нечто единое (связки, правда, мне показались довольно хлипкими).
Но, нужно уточнить, я не могу сказать, что понял все, а когда еще и прочитал примечания к книге от некоей Елены Петровой, то осознал, что некоторые авторские задумки были столь тонко упрятаны в текст, что я, многое пропустил. Однако, если я правильно понял намек автора (а также объясняя свою недогадливость), для полного понимания книгу необходимо перечитать еще раз (и, на мой взгляд, «Шаги по стеклу» стоят того, чтобы их перечитать).
Грэм Парк, герой первой истории, безумно влюбляется в Сэру ффитч (именно так!). Сэра вроде бы тоже проявляет к нему интерес, однако держит Грэма на расстоянии – не позволяя их отношениям зайти дальше дружеских. Может, потому, что у Сэры есть парень – некий Сток, с которым она никак не может расстаться. Кстати, не менее важен в этой истории еще один персонаж – Ричард Слейтер, весьма оригинальный юноша нетрадиционной ориентации и еще более нетрадиционным складом ума (на мой взгляд, Слейтер получился намного интересней, чем Грэм и Сэра). Именно Слейтер познакомил Грэма с Сэрой, и в их отношениях (позволю себе маленькую подсказку) он играет далеко не последнюю роль. Но вот однажды Сэра звонит Грэму и приглашает его к себе.
Стивен Граут, герой второй истории, уверен, что является Великим Воином Великой Битвы, сосланным на планету Земля за какую-то провинность. На Земле он должен отыскать некий Ключ и найти Выход, что докажет его способности настоящего воина и лояльности своему государству. Однако дело осложняется тем, что на Земле находятся и некие личности, которые чинят всяческие препятствия Стивену, используя при этом особые - неизвестные землянам - технологии, как например, Микроволновая пушка. Но Стивен, как и положено Великому Воину, борется изо всех сих и, не отчаиваясь, ищет Ключ и Выход.
Герои третьей истории – Квисс и Аджайи – находятся в некоем Замке («Замок Наследия» или «Замок Дверей»), который находится неизвестно где и неизвестно когда. Чтобы покинуть Замок, они должны отгадать загадку. Однако, прежде чем дать ответ, им нужно сыграть партию игр. Сначала – это шахматы, потом го, домино, китайская крестословица. Причем, на самом деле, эти игры лишь отдаленно напоминают те, которые известны нам. И еще – сам Замок тоже будто сопротивляется, создавая всяческие неудобства для играющих – то вдруг становится жутко холодно, то адски жарко, а то вообще пропадает освещение. Квисс и Аджайи с честью проходят через партии игр, однако каждый данный ими ответ оказывается неверным. Скоро у них не остается никаких разумных ответов.
Что в итоге случится со всеми героями, найдут ли они искомое, добьются ли своих целей? И как же связаны все эти истории между собой? И вообще, что хотел сказать автор своей книгой?
Финал будет весьма неожиданным, как для каждой отдельной истории, так и для всего произведения в целом. Иэн Бэнкс любит не только загадывать необычные загадки, но и выворачивать наизнанку свои истории. Именно это он и сделает в своей неоднозначной и сложной, но интересной и увлекательной книге «Шаги по стеклу».
Другие аннотации:
◊ Гессе Герман. Сиддхартха. Аннотация к повести
◊ Брэдбери Рэй. Вино из одуванчиков. Аннотация к книге
◊ Быков Дмитрий. Списанные. Аннотация к книге
◊ Вайце Шарлотте. Письмоносец. Аннотация к книге
◊ Воннегут Курт. Колыбель для кошки. Аннотация к книге
Сейчас читают: