Урсула Ле Гуин. Слово для «леса» и «мира» одно. Аннотация к повести

Повесть «Слово для «леса» и «мира» одно» Урсулы Ле Гуин достаточно небольшая. И весьма простая. Однако из всех произведений этого автора мне почему-то больше всего запомнилась именно эта вещь.

Я сам нередко спрашиваю себя – почему же? Может быть, потому, что меня впечатлил Лес, который является целым миром? Или же мне полюбились люди, которые нашли способ избежать человекоубийства? Или, быть может, я неравнодушен к человекам, которые поневоле становятся богами (а быть богом – это суровейшее испытание)?

Нет, главное, что впечатлило меня, вовсе не это. Больше всего меня впечатлила сама Урсула Ле Гуин. Придумать мир, похожий на Атши, мог только тот, кто любит человечество, несмотря на все его грехи. Так что я склонен думать, что Ле Гуин – тоже бог.

Чтобы объяснить, что именно я имел ввиду, придется немного рассказать о повести «Слово для «леса» и «мира» одно». Мир Атши удивителен – на всей планете царит бесконечный и всеобъемлющий Лес. И это не просто обыкновенный лес. Это целый мир, выстроенный на хрупком равновесии, который может разрушиться, даже если убрать лишь одну его составляющую (так, однажды, земные колонисты уничтожили большой остров). Аборигены Атши (или как их прозвали земляне - пискуны) – незлобивые существа, росточком в полчеловека и укрытые мягким зеленым мехом. И они живут в согласии с собой и окружающим их миром. Лес – это и есть их мир. Даже в их языке для двух этих явлений одно слово. Хотя (если копнуть глубже) на самом деле пискуны-атшияне живут в двух мирах – в «яви мира» и в «яви сна». То есть мир сна, о котором средний землянин знает не больше, чем сантехник о полупроводниках (ну есть типа такие, видел в телевизоре, и шо?), для атшиян столь реален, как и явь для нас. И они, атшияне, вполне умело пользуются «явью сна», как мы пользуемся окружающим нас миром, и даже больше – они черпают в яви сна знания и умения.

И вот однажды земляне прибывают на Атши, начинают вырубать Лес, а аборигенов планеты используют в качестве дешевой рабочей силы, и порой обращаются с ними хуже, чем с рабами. Атшияне терпеливо сносят все издевательства со стороны людей, потому как в их культуре нет понятия «человекоубийство» или «война».

Но, в один прекрасный день, некто человек возвращается в колонизаторский лагерь, который занимается вырубкой леса и заготовкой древесины, и обнаруживает, что дома сожжены, а люди (земляне) убиты.

Кто же это мог сделать? Атшияне. Но каким образом? Они пошли за богом войны. Откуда же взялся этот бог у существ, которые не знают, что такое «война»? От людей, от кого же еще!

«Иногда появляется бог. Он приносит новый способ делать что-то или что-то новое, что можно сделать. Новый способ пения или новый способ смерти. Он проносит это по мосту между явью снов и явью мира. И когда он это сделает, это сделано. Нельзя взять то, что существует в мире и отнести его назад в сновидение. Запереть в сновидении с помощью стен и притворства…»

Так вот земляне научили атшиян убивать.

Но так же и Урсула Ле Гуин учит нас человеколюбию. Она как бог перенесла свое отношение к человеку из яви снов в явь мира и этот величайший подарок она дарит всем желающим.

Что это за подарок? Это сама книга «Слово для «леса» и «мира» одно».

Удивительно, но почему-то произведения таких авторов как Урсула Ле Гуин не становятся бестселлерами. Хотя, казалось бы, она говорит о том, что должно быть близко каждому человеку. Но почему-то людям гораздо проще закрыть глаза и ни о чем не думать. Может быть потому, что так им легче жить? Когда у них нет ни ответственности, ни любви, ни сострадания, ни понимания. Ведь когда ничего нет, то и терять нечего. Правда нечего и находить, но кто же об этом думает?

Однако, если вам все-таки не безразлично, и вы готовы обременить душу совестью и любовью, а чело - обезобразить интеллектом, то обязательно прочтите «Слово для «леса» и «мира» одно». Это, конечно, тяжелый дар – человеколюбие, но раз хрупкая женщина Урсула Ле Гуин выдюжила это знание, значит, сможете и вы.

Другие аннотации:

 ◊ Стругацкие Братья. Улитка на склоне. Аннотация к книге

 ◊ Успенский Эдуард. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. Аннотация к повести

 ◊ Адамс Ричард. Обитатели холмов. Аннотация к книге

 ◊ Айлетт Стив. Шаманский космос. Аннотация к книге

 ◊ Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Аннотация к книге

 ◊ Гессе Герман. Степной волк. Аннотация к книге

 ◊ Герберт Фрэнк. Дюна. Аннотация к книге